Итоги льготного кредитования для банков

26.12.2011

Государственная программа льготного кредитования, запущенная в 2009 году, стала базисом не только для улучшения спроса на автомобильном рынке нашей страны.

Одним из ее положительных последствий стало развитие сектора автокредитования в России. Только за первые шесть месяцев действия данного предложения, почти третья часть всех выданных банками займов пришлась именно на эти цели – покупку автомобиля. Лидерские позиции в течение двух лет удерживал Сбербанк, а затем его вытеснил на строчку ниже Русфинансбанк.

Динамика развития потребительского интереса показывает, что в начале программы, в первую половину 2009 года, финансовые структуры выдали 18,9 тысяч ссуд на покупку машин, но уже к концу года этот показатель вырос до 71,6 тысяч займов. А в следующем, 2010 году, количество автокредитов в банках Москвы и других российских городах составило уже 165,7 тысяч. На конец сентября текущего года эта цифра уже достигла планки 175,2 тысячи займов.

В 2011 году, судя по намерениям правительства, программа льготного кредитования прекратит свое существование. По предварительным прогнозам экспертов, это приведет к удорожанию средних ставок в сегменте автозаймов, а также на первый план выйдут так называемые кэптивные банки крупных производителей, реализующих свою продукцию на российском рынке.

Поэтому, говорят аналитики, под влиянием сильной конкуренции часть классических универсальных финансовых структур, которые сегодня широко предлагают автокредиты, будут вынуждены сократить их количество.

А вот число кэптивных банков наоборот, может существенно увеличиться в ближайшие годы. Сейчас, согласно статистическим данным, на территории России их доля составляет 20-25%. Эта цифра вполне может увеличиться до всех 40%, говорят эксперты.

Естественно, крупные игроки этого бизнеса, такие как Сбербанк, свою долю навряд ли намерены уменьшать. В зависимости от макроэкономической ситуации, такие универсальные структуры, скорее всего, найдут те или иные способы привлечь потребителей, даже с повышенными процентными ставками.

А вот более мелкие банки будут вынуждены сосредоточиться на других сегментах – например, будут выдавать займы только на покупку подержанных машин.