Как отреагирует мировой авторынок на события в Японии

26.12.2011

Мировой автомобильный рынок напряжен – сокрушительное стихийное бедствие в Японии может оказать негативное влияние на многих автопроизводителей, находящихся в прямой зависимости от поставок из этой страны.

Пока никто из экспертов не берется прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. При этом одна часть считает, что кардинальных изменений в отрасли не произойдет, а противоположный лагерь настроен более скептически. С одной стороны, этому есть определенные причины.

Во-первых, японские комплектующие используются многими мировыми автокомпаниями. Сюда относится широкий спектр компонентов от обшивки до микросхем.

С другой стороны, при рассмотрении ближайшей перспективы, ситуация у большинства производителей находится под контролем. Например, представители американской компании Ford имеют достаточные запасы необходимых деталей, в том числе аккумуляторы, которые используются в гибридных моделях. В общей сумме автопроизоводители из США закупают у японцев около 15% всех запчастей и комплектующих. А Toshiba и Sanyo Electric, в свою очередь, давно заняли нишу поставок батарей для гибридных машин и являются лидерами в этой отрасли.

Европейские предприятия также могут оказаться если не под ударом, то в не очень приятной ситуации точно. Немецкие концерны BMW и Volvo приобретают в Японии порядка 10% автокомпонентов. Причем не только используемые именно в строительстве машин, но и в сопутствующем оснащении электроникой. Те же GPS-навигаторы, магнитолы, бортовые компьютеры – все эти системы разрабатываются и создаются с применением японских составляющих. Недостаток какой-либо микросхемы заставит компании искать других поставщиков, что вполне может обернуться большими временными (в лучшем случае) затратами.

Как один из вариантов, который уже вполне смело озвучивают аналитики – это удорожание компонентов в связи с острой нехваткой, что приведет ко вполне предсказуемым последствиям.

Тем не менее, Европа находится в лучшем положении, чем японские производители. Даже кратковременная остановка заводов может скорректировать планы автокомпаний. При этом, согласно сообщениям крупнейших концернов, наиболее тяжело воспринимается уничтожение производств, которые поставляли детали для автомобилестроения. К тому же, режим экономии электроэнергии и ее периодические отключения даже при нормально функционирующих заводах не позволит работать в полную мощность. Помимо этого, ситуация осложнена разрушенными дорогами и автомагистралями.

Оценить масштабность сложившегося положения сами японские производители пока не берутся, ущерб очевиден и предсказать с точностью реакцию мирового рынка пока довольно сложно. Это возможно будет сделать только спустя минимум несколько месяцев. В настоящий момент озвучены только ориентировочные показатели – так, простой заводов для компании Тойота обходится ежедневно в сумму порядка 72 миллионов долларов, а Honda – четверть миллиарда.

Однако в целом, в других странах, поставки машин в автосалоны осуществляются пока по графику, изменения цен у официальных дилеров тоже не зафиксировано.