Положение дел в российском автопроме

26.12.2011

Автомобильный рынок России пусть и не слишком быстрыми темпами, но все-таки восстанавливается.

А Московский Автосалон ярко продемонстрировал, что наш автопром может оказаться неким «локомотивом», ведущим за собой многие сферы экономики нашей страны. Аналитики и эксперты, кроме высказывания уверенности в том, что рынок машин восстанавливается, также уверенно говорят о его росте в ближайшем будущем. Отправной точкой, по общепризнанному мнению, считается Санкт-Петербург, где уже функционируют пять иностранных заводов по выпуску машин.

Естественно, рост этого сегмента должен восприниматься с оглядкой на то, что он происходит после очень сильного, кризисного падения, когда объем продаж резко уменьшился сразу вдвое, а за ним сократилось или даже остановилось автопроизводство.

Но эту отрасль спасает ее ориентация на частных потребителей. Увеличение продаж может положительно сказаться и спровоцировать рост в других сферах экономики. Например – банковские учреждения, предлагающие выгодные автокредиты для будущих владельцев, страховые компании, девелоперские сети, которые строят дилерские и сервисные центры другие.

Кроме этого, рост спроса на автомобили по всей стране рождает и большую реализацию нефтепродуктов. Плюс сюда же можно отнести несколько смежных производств и заводов, обеспечивающих сборку моделей, поставку комплектующих и так далее. Функционирование всех этих элементов указывает на то, что экономика действительно оживает.

А главным показателем восстановления отрасли является зафиксированный рост продаж машин. Одно это уже говорит о том, что у людей есть деньги, так как по-другому спроса бы просто не было. Значит, россияне сами инвестируют в нашу экономику, покупая машины.

Но этот потребительский интерес нужно как-то поддерживать, чтобы он не упал до нуля. И желательно на более высоком уровне. Каким, собственно, выступает государство, основавшее программу по утилизации старых автомобилей. Сначала было выделено 10 миллиардов рублей. Спустя полгода сумма удвоилась и программу было решено продолжить. Таким образом, 400 тысяч машин в этом году будут куплены при помощи государственных субсидий. В принципе, очень неплохо для сегмента, который еще год назад практически рухнул. Некоторые из экспертов предрекают пролонгацию программы утилизации и на следующий, 2011 год.

Примечательный фактом развития российской автомобильной отрасли является готовность иностранных автоконцернов размещать тут свое производство. Например, компания Nissan уже ввела вторую смену на своем российском предприятии и строит планы организовать третью. Руководство также намерено увеличить объем до 30 тысяч машин. Напомним, в 2009 году выпускающая способность завода составляла не более 5 тысяч единиц. В зависимости от того, насколько сможет «растянуться» российский рынок и как сильно будут заинтересованы потребители, компания будет наращивать свое производство.

Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса, в чьих рядах находятся почти все автомобильные концерны, в этом году в нашей стране автолюбители приобретут в общей сложности 1,67 миллиона единиц транспортных средств.

Сами производители настроены более положительно. Например, французский концерн Renault собирается продать 1,8 миллиона своих моделей, а компании Ford и Mitsubishi оценивают потребности россиян в 1,6 миллиона машин.

По прогнозам, к докризисной емкости авторынок в нашей стране вернется лишь в 2014-2015 годах и составит ежегодную реализацию 3 миллиона единиц.