Повышение цен на металл вызовет подорожание машин

26.12.2011

В конце декабря прошлого года стало известно, что основные поставщики металла – ММК, «Северсталь» и НЛМК – направили основным автомобилестроительным предприятиям России документ, в котором подтверждается намерение металлургов поднять с начала 2011 года цены на 40%.

Данное письмо, естественно, вызвало негативную реакцию со стороны представителей автопрома. Клиентами металлургических компаний являются крупные заводы, расположенные на территории РФ – АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, Sollers и многие другие. Повышение цен на металл для них означает только одно – предприятия также будут вынуждены поднять стоимость своей продукции, что в конечном итоге отразиться на спросе и потребителям. Причем увеличение составит сразу до 5%, и не только на машины отечественных марок, но и на иностранные бренды.

В настоящий момент в России выпускается достаточное количество моделей зарубежных концернов (Renault Sandero и Logan, Ford Focus, Mitsubishi Outlander, Peugeot 307 и многие другие). Эти автомобили приобрели заслуженную популярность среди автолюбителей и довольно востребованы. Терять какую-либо часть покупательского спроса концернам невыгодно, тем более с учетом новых требований к промышленной сборке авто, которые были установлены Минпромторгом в конце прошлого года.

В связи с этим, Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратилось в Министерство промышленности и торговли с просьбой провести согласительное совещание с металлургами для урегулирования возникшего конфликта. Помимо этого, автопредприятия попытались решить возникшую ситуацию через другие инстанции. Например, завод АвтоВАЗ обращался в Федеральную антимонопольную службу, Sollers отравлял запросы в департамент развития конкуренции Министерства экономики.

Для автомобильных концернов повышение цен на металл окажет весьма существенное негативное влияние на мощность производства и конечные цены. Продукция предприятий «Северсталь», НЛМК и ММК занимает порядка 20% от общей доли всех закупок. С другой стороны, ни одна из перечисленных металлургических компаний не является монополистом, и продажи автозаводам являются лишь небольшой, пятипроцентной частью в структуре реализации.

Стоит отметить, что конфликтная ситуация между поставщиками металла и автоконцернами на территории Российской Федерации возникает уже в третий раз за последние три года. Основной камень преткновения – цены на продукцию металлургов. Первое повышение стоимости произошло в предкризисный период – в мае 2008 года. Затем, летом прошлого года металлурги выступили с вынужденной инициативой поднять цены сразу на 25%, после чего автопредприятия серьезно забеспокоились и стали принимать активные действия в переговорах. Однако тогда не удалось прийти к компромиссу. И, например, компания «Северсталь» просто прекратила отгружать металл заводу АвтоВАЗ.

Правительство РФ, несмотря на политику поддержки автопрома, тогда не проявило активного участия в разрешении ситуации. Единственное, чего удалось добиться – закрепление максимальной планки повышения цен на 22% до конца 2010 года.

Теперь, по прогнозам экспертов, при очередном увеличении стоимости металла, производители вынуждены будут поднять цена на свои модели уже в наступившем январе.

Фото с сайта fedpress.ru