Санкт-Петербург — Таллин — Рига на Hyundai Getz

26.12.2011


В Таллине я был 9 лет назад, тогда еще будучи гражданином Украины, делал эстонскую визу по приглашению. Теперь же все проще. На руках многократная шенгенская финская виза. Европа открыта. После поездки в Финляндию на майские решил опять всей семьей скататься на День независимости России (тоже 3 выходных) в гости к родственникам в Эстонию, заодно погулять по Таллину и Риге. Идея возвращаться в Питер через Ригу возникла еще и в связи со сложностями с пересечением эстонско-российской границы в Нарве-Ивангороде. Из России въезжаешь без проблем, но обратно из Эстонии очередь на 5-7 дней, нужно в местной компании «Транссервис» заказывать за неделю талончик на переход границы, раньше еще можно было за 300 крон пересекать границу быстрее, но тоже заказывать заранее, за 12 часов. Как говорится, вход — рубль, выход — 5 рублей. Поэтому многие возвращаются через Финляндию либо через Псков.

Накануне поездки купил первый свой навигатор Texet TN301, экстремально дешевый с закачанной программой CityGid, бумажную карту Прибалтики, забронировал в интернете на www.balthostel.lv двухместный номер в хостеле всего по 8 евро с человека прям в центре Риги, в 5 минутах ходьбы от Старого Города. Нашел также в интернете, где дешево и вкусно поесть в Риге, записал себе адрес ресторана Lido на улице Krasta, 76.

И вот настал долгожданный день отъезда, 12 июня. Выезжаем в 8 часов утра с пос. Мга (40 км от Санкт-Петербурга). Заправляем на ближайшей АЗС полный бак. По навигатору до первого финиша (родственники в эстонском городе Кохтла-Ярве) расстояние — 246 км. На улице погода явно не балует: дождь с ночи льет как из ведра. Рядом сидит жена. На заднем сидении дочь 6 лет и сын 4 года. Дорога на Гатчину отличается мерзкими местами, кое-где с рытвинами, опасными для жизни автомобиля, километров 10 приходится тащиться со скоростью 30 км/час. Ближе к Гатчине дорогу сделали хорошую. Ехать веселее, несмотря на сильный дождь. Выезжаем на Таллинское шоссе, состояние которого вполне приличное, за исключением участка объездной Кингиссепа. Возле Кингиссепа делаем первую остановку, покормить проголодавшихся детей. На въезде в Ивангород покупаем гринкарту на 2 недели за 1 420 рублей, доливаем дешевого российского бензина под завязку, и вперед — на границу. Перед шлагбаумом очередь из 35 машин, сначала становимся неправильно, водители показывают нам, где правильный хвост очереди. Встали в очередь в 11:15. Навигатор успешно вел нас до самого Ивангорода, но у границы потерял маршрут и больше не настраивал ни в Эстонии, ни в Латвии с Ригой. Всему виной, скорее всего, глючная карта Эстонии и Риги, при уменьшении масштаба на ней исчезали дороги. Пока обедали, удивлялись, что очередь не двигается совсем. Кто постоянно ездит, говорит, первый раз такое, обычно проезжаешь без очереди, а тут такое…

Даже на майские праздники свободно было. Как выяснилось, на мосту через р. Нарва ведется ремонт, и на пункт осмотра пускали по 6 машин. Таким образом, до шлагбаума мы продвигались целых 2 с половиной часа! На финской границе на это ушло бы минут 30. Как же медленно здесь работают! Погулял немного с детьми, пока не начался дождь. В очереди разговорился с жителем г. Нарва, водителем старенького Фольксвагена. Он часто ездит в Россию в командировку, рассказывал, как эстонцы зарабатывают на перевозе дешевого российского бензина, покупает старые пассаты с баком на 100 литров, чтобы побольше горючего вместить. Показал мне эстонский водила список штрафов у них. Самый дешевый — 600 крон (1 500 руб.) — за неправильную парковку; за превышение скорости на 20 км/час — 6 000 крон (14 000 руб). Уже когда стояли перед шлагбаумом, водитель рассказал, что с той стороны пускают без очереди с беременными женщинами и с ребенком до годика. Раньше я про это читал в интернете, но что-то вылетело из головы. Так бы можно было попробовать попроситься, жена ведь беременная на 5 месяце. Позже, уже на обратном пути из Риги, в пограничном пункте Шумилкино это помогло, но об этом позже.

Российскую таможню проходим без проблем, только на этот раз тщательно проверяют машину с фонариками. Въезжаем на мост, и подъезжаем к эстонскому пункту. Эстонцы работают еще больше не торопясь, запуская по 2 машины на просмотр. Пока ждал, разговаривал с мужиками, неожиданной птица села мне на плечо и тут же улетела.

Эстонцы производят не менее тщательный осмотр. Какой-то таможенник с внешностью трубочиста-лесника обшаривал сумку, нащупал там литровую водку и конфеты, 2 раза переспросил, сколько алкоголя перевозим. Получаем свои штампы в паспорта, открывается шлагбаум, и мы сразу оказываемся в центре Нарвы, на большой площади, где припарковываемся, чтобы перекусить и позвонить родным в Котла-Ярве. Вышло солнце. Границу мы, в итоге, пересекали 4 часа!

По Эстонии я ехал аккуратно, соблюдая, главное, скоростной режим. Проехали город-порт Силламяе, откуда, кстати, автовозы увозят новенькие иномарки с кораблей. Через 40 км въезжаем в Йидлу, не доезжая Кохтла-Ярве, останавливаемся пару раз спросить, как доехать до нужного адреса. А то был я в этих краях 9 лет назад и, соответственно, ничего не помню, хотя тогда путешествовал по Эстонии автостопом и пешком исходил весь Кохтла-Ярве. Наконец-то в 15:30 по местному мы прибыли к родственникам. Естественно, бурная радость, объятия, застолье, поход по гостям и все это в один вечер, т.к. на следующее утро уже планировался отъезд в Таллин. Вечером погуляли немного по микрорайону, сходили в местный гипермаркет.

а следующий день, 13 июня в 8:30, теплое расставание, и мы едем в Таллин. До столицы Эстонии остается около 150 км. На выезде из Кохтла-Ярве длинный участок ремонта дороги с ограничением 30 км/час. Начался довольно сильный дождь, который не переставал до самого Таллина. По пути встретили любопытный холм и ветряную электростанцию.

В Таллине спросили про выгодный паркинг, в итоге оставили машину на подземной парковке возле магазина Stoкmann, недалеко от центра. 

Время уже поджимало конкретно. К вечеру надо было успеть доехать до Риги, а это 300 км от Таллина. Зоопарк был настолько интересным, что выехали оттуда только в 16:30. Опять выставил несколько контрольных точек в навигаторе и выехали в направлении на Пярну. По пути заехали в Гипермаркет MAXIMA. На оставшиеся эстонские деньги купили несколько видов бальзама Vanna Tallinn, кое-каких продуктов.

Дальше — 5 с лишним часов спокойной дороги до Риги. В пути слушаем эстонское радио, стараемся ловить песни на эстонском языке. По Эстонии, до самого Пярну очень мало населенных пунктов. Реально малонаселенная страна. Действительно, всего в ней проживает миллион с небольшим, из них — половина в Таллине. Трафик на дороге также незначительный. На подъезде к Пярну указатель на RIIA уводить на объездную дорогу, снова ремонт везде и ограничение 30 км/час. На границе Эстонии с Латвией сохранились сооружения погранперехода, но на шоссе никто не останавливает, единая зона Шенгена все же. Резко чувствуется контраст с Эстонией. В Латвии появляется больше населенных пунктов, знаки как в России, названия населенных пунктов на белом фоне, что удивительно, неважные дороги и местные водилы гоняют как в России, особо не парятся, нарушают ПДД. Не доезжая 80 км до Риги, останавливаемся перекусить в красивом месте с лавками и столиком и с видом на Рижский залив.

Двигаемся дальше. Местами навигатор просыпается и обнаруживает маршрут до самого Балтхостела в Риге, но на въезде в город снова теряет и приходится ориентироваться по карте.

Ресепшен Балтхостела оказался на 5 этаже старого здания. На стойке работала милая девушка. Я сообщил, что забронировал номер на двоих, но с нами еще 2 маленьких детей. Поскольку у них было много пустых номеров, нам выделили 4-местный номер, детям бесплатно, дали белье на 4 кровати. Да еще девушка дала свой чайник до утра. Вот такой шоколадный хостел оказался! И все это за 16 евро (600 рублей). Короче, спустился я за женой и детьми, в номере поели, поскольку не было телевизора, включили DVD-плеер с мультиками. Время уже 23-30. Под предлогом поиска обменника я отправляюсь один гулять по ночной Риге. Напротив хостела работал круглосуточный обменник, но там нормальный курс выставляют в 8 утра. Ночью же грабительский тариф. Через 5 минут я окунулся в атмосферу ночной Риги. Поразило обилие алкашей и наркоманов, мусор на улицах. Реально, Рига, да и Латвия вообще — «Совдеп», не сильно отличается от России. Какие-то пьяные испанцы разговаривали на мосту, на одной из площадей немцы смотрели матч ЧМ по футболу, народ тусовался, несмотря на поздний час. Я пробежался по Старому городу, пофотографировал.

Почти до самого Пскова летели 120 км/час по пустой, не очень хорошего качества, дороге. На заправке Лукойл залили полный бак. Во Псков въехали на фоне красивого заката. Переехали р. Великая рядом с Кремлем. Я вспомнил как гулял по этим местам больше 10 лет назад.

За Псковом полностью ожил навигатор и проложил маршрут до самого дома, во Мге. Незаметно стемнело. Жена временами засыпала и просыпалась. Дети давно уснули. В одном месте ремонтировали дорогу и минут 5 стояли, пропускали встречные машины. Лугу объезжали по новой хорошей дороге. Затем по навигатору свернули перед Гатчиной. Вскоре начался дождь. Как будто не уезжали…опять 10 км трясучки на скорости 30 км/час. К дому подъехали в 4-30 утра. В 6 уже вставать на работу. Ну мы и проспали час и я опоздал на работу, зато полный впечатлений и рассказов для коллег-друзей.

Итоги автопутешествия:

  • общее расстояние по одометру: 1360 км;
  • расстояние от Питера до Таллина — 400 км, от Таллина до Риги — 300 км, от Риги до Питера — 600 км;
  • расход бензина 92 л (6,7 л/100 км)