Вискомуфта: устройство, виды, принцип работы

Вискомуфта: устройство, виды, принцип работы

18.06.2019

Среди многообразия узлов и механизмов, составляющих современный автомобиль, есть некоторые, принцип работы которых вызывает интерес.

Одной из таких деталей является вискомуфта. Она предназначена для избирательной передачи крутящего момента путем использования для этого среды с большой степенью вязкости.

Рассмотрим в этом обзоре принцип работы этого узла, его устройство и виды.

Общие сведения

Впервые о подобном устройстве стало известно в 1917 году, но широкое распространение оно тогда не получило. Только в 60-х годах прошлого века, после серии усовершенствований и изменений, вискомуфта прочно вошла в состав основных узлов транспортного средства.

С этого же времени ее стали использовать в межколесных дифференциалах полноприводных автомобилей.

Стоит отличать данный узел от гидротрансформатора и гидромуфты, так как он имеет другой принцип действия. Он основан на передаче крутящего момента посредством специальной вязкой жидкости, закачанной во внутреннюю полость вискомуфты.

Принцип действия и конструкция

Для получения общих сведений о принципе работы вискомуфты, следует ознакомиться с ее конструкцией. Ее детали размещены в едином герметичном корпусе. Он оснащен двумя рядами дисков, закрепленных на ведомом и ведущем валах, которые таким образом жесткой связи между собой не имеют. Эти ряды оснащены отверстиями и выступами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга.

Все это омывается специальной вязкой жидкостью с силиконовыми добавками. Ее состав уникален, он позволяет эффективно работать приводной системе и выдавать нужный крутящий момент.

Во время нормального движения автомобиля с постоянной скоростью, диски вращаются равномерно и вязкая масса между ними не перемешивается. В тот момент, когда возникает разница в угловых скоростях валов, рабочие части вискомуфты начинают увеличивать интенсивность своего вращения. Также возрастает вязкость жидкости. На определенном этапе она увеличивается практически до твердого состояния. Этому способствует силикон в ее составе. Вместе с этим меняется передаваемый крутящий момент.

Виды вискомуфт

Существует два типа вискомуфт. Первый оснащен постоянным объемом дилетантной жидкости. Второй умеет изменять объем подаваемого силикона в зависимости от внешнего воздействия.

Устройства первого типа используют во внутренних системах охлаждения транспортных средств и для автоматического включения полноприводных систем самоблокирующихся дифференциалов в трансмиссии.

Чтобы понять полностью ее работу, стоит представить себе автомобиль, движущийся по дороге с хорошим покрытием. Оба колеса его одной из осей имеют одинаковую скорость вращения, так как диски вискомуфты вращаются с одинаковой скоростью. Передаваемый на них крутящий момент является минимальным.

В случае, если авто попадает на участок дороги со скользким покрытием, между угловыми скоростями колес возникает разница. Одна из осей вискомуфты начинает вращаться быстрее, вязкость ее жидкости повышается и ось второго колеса получает значительную долю крутящего момента. Это способствует вступлению его в работу и перераспределению нагрузок по осям.

Стоит заметить, что такое устройство не может полностью заменить дифференциал, жестко перераспределяющий крутящий момент по осям.

Многие современные кроссоверы оснащены подобным механизмом. Жидкостная муфта помогает подключать второй мост или одну из осей во время передвижения по скользкой или мокрой дороге.

Большая часть таких устройств на полноприводных машинах трудится в предстартовом режиме, когда 10-15% крутящего момента постоянно передается на одно из ведомых колес. Это позволяет сократить время реакции вискомуфты на изменение скорости вращения одной из осей.

Преимущества и недостатки жидкостных муфт

Как уже говорилось выше раньше вискомуфты применялись в системах охлаждения двигателей. Их устанавливали на вентиляторы, скорость вращения которых таким образом изменялась при росте оборотов двигателя.

Эффективность работы вентилятора с таким приводом падала при снижении оборотов мотора. В пробках он вообще не включался, что могло привести к перегреву двигателя.

Поэтому последнее время жидкостные муфты применяют только для автоматического подключения полного привода. Этому способствует ряд преимуществ данной конструкции. К ним относятся низкая цена, практичность и универсальность.

Имеются у данного узла и свои недостатки. Главным из них является не ремонтопригодность таких муфт. Они имеют свой ресурс, по истечении которого, старое устройство просто меняют на новое.

Вторым минусом является отсутствие возможности контроля за временем срабатывания вискомуфты при подключении полного привода. Эффективность его работы тоже оставляет желать лучшего.

Самое главное, что вискомуфты не могут работать долго и выдерживать большие нагрузки. При перегреве, они быстро выходят из строя.

Поэтому нельзя представить себе большой внедорожник, оснащенный вискомуфтой. Она – удел легковушек и паркетников.