Чего ждать рынку автокредитования в 2010 году

26.12.2011

2009 год можно смело назвать годом борьбы с финансовым кризисом. Кризис не мог не отразиться как на автомобильном рынке, так и на рынке автокредитования. Объем продаж упал более чем в два раза, коренным образом изменились уже сложившиеся сезонные тенденции. В определенный момент на рынке стал ощущаться дефицит автотранспорта, что повлекло снижение покупательского ажиотажа и, отчасти, обусловило продолжение процесса стагнации продаж.

«Смягчение влияния экономического кризиса во второй половине 2009 года и соответствующее общее оживление в банковском секторе естественным путем привело к возобновлению конкуренции в том числе и на рынке автокредитования», – полагает Светлана Захаренкова, директор департамента розничного кредитования НБ «Траст». Этой осенью уже многие банки пересмотрели свои кредитные программы и провели снижение ставок. В 2010 году эта тенденция будет сохраняться, продолжает специалист.
Согласно оценкам агентства Автостат, объем рынка автокредитования сократится в четыре раза в 2009 году по отношению к 2008 году. Но при этом стоит отметить, что рынок откатился на уровень 2–3-летней давности, а это не фатальные изменения.

Сокращение рынка, проблемы, которые многие банки испытывали с долгосрочными ресурсами финансирования, и рост рисков в данном сегменте привел к ужесточению требований банков к заемщикам, росту стоимости кредитов, сокращению сроков кредитования и кредитных программ, в том числе программ без первого взноса. Эти тенденции продолжались большую часть 2009 года.

«Тем не менее в конце года мы наблюдаем стабилизацию и постепенное оживление рынка автокредитования. Этому способствует общее улучшение ситуации в экономике, постоянное снижение ставки рефинансирования ЦБ, что позволяет банкам уменьшать стоимость кредитов для заемщиков», – говорит Филипп Дельпаль, президент банка «БНП Париба Восток», генеральный директор российского подразделения Cetelem. Положительное влияние оказывает и внедрение государственной программы льготного автокредитования, в которую сегодня включено более 30 банков, в том числе и BNP Paribas, подчеркивает эксперт.

Наступающий 2010 год, несмотря на стабилизировавшуюся ситуацию в банковском секторе, все еще будет нести сюрпризы. По мнению Ольги Фроловой, заместителя председателя правления Меткомбанка, «в следующем году мы не увидим резкого роста рынка автокредитования. Наиболее вероятный сценарий развития – оживление в начале весны с сохранением положительной вялотекущей динамики во второй половине года. Объем продаж будет выше, но восстановление докризисного уровня не произойдет. Показатели на 10–15% превысят уровень текущих». Отчасти это будет обусловлено сохранением высоких ставок по кредитам, которые продержатся минимум до начала осени. И если не произойдет никаких потрясений, то к концу 2010 года ставки могут начать снижаться, предсказывает специалист.

Однако стоит учитывать и государственные программы – выделение бюджетных средств на субсидирование процентных ставок. Если эта программа в следующем году будет закрыта, то прогноз по объемам продаж будет существенно скорректирован в меньшую сторону.

В свою очередь Иван Сысков, начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка, ожидает, что доля продаж автомобилей в кредит продолжит увеличиваться и приближаться к докризисным показателям. «В целом, полагаю, результаты 2010 года будут сопоставимы с результатами 2009 года. С точки зрения условий, то, думаю, что основные игроки будут предлагать продукты со схожими ценовыми параметрами», – считает эксперт.

Многие специалисты сегодня прогнозируют подъем рынка автокредитования в России, однако все четко отмечают, что таких темпов роста, как раньше, уже не будет. В то же время в силу не очень длинных сроков кредитования этот сегмент должен восстанавливаться более быстро, чем, например, ипотека.

Драйвером роста рынка, по мнению Филиппа Дельпаля, должна стать совокупность факторов, среди которых сохранение темпов оживления банковского сектора и экономики в целом, продление государственной программы субсидирования автокредитов, сохранение программ автокредитования ведущими производителями («Форд», «Тойота», «Рено», «Ниссан» и т.д.), а также удлинение сроков автокредитования в рамках существующих кредитных программ.